Как избежать возникновения заноса автомобиля на зимней дороге | Автоцентр на Беляевской

Как избежать возникновения заноса автомобиля на снежной дороге

Зимняя дорога – настоящее испытание для водителей. Колея, снежные наносы или гололед осложняют движение, машину тяжело контролировать, из-за чего возрастает вероятность аварийных ситуаций. Чаще всего автолюбители сталкиваются с заносом или сносом, когда автомобиль резко меняет траекторию движения под воздействием центробежной силы. Есть несколько простых правил, которые помогут избежать потери контроля над управлением автомобилем на снежной дороге.

Как избежать заноса на снежной дороге

Подготовка машины к зиме

Первое правило, которое должно стать для водителя прописной истиной – автомобиль должен быть заранее подготовлен к холодному сезону. Подготовка включает несколько этапов:

  1. Замена резины. Летняя резина не может обеспечить безопасной эксплуатации, поскольку при низких температурах отвердевает и полностью теряет сцепление с дорогой. Зимняя резина оснащена профилем, который усиливает сцепление с рыхлым грунтом, снегом и даже льдом, обеспечивая безопасность движения.
  2. Проверка тормозной системы. При осмотре нужно проверить целостность тормозных шлангов и герметичность тормозной системы, проверить степень износа тормозных колодок и дисков, проверить уровень и качество тормозной жидкости.

Во время предзимних мероприятий также меняют масло, проверяют системы охлаждения и отопления, заряжают аккумуляторную батарею и выполняют тестирование электроники. Подготовка к зиме сокращает вероятность неисправностей, которые могут возникнуть при управлении автомобилем в сложных погодных условиях.

Как правильно управлять машиной зимой

Вождение зимой требует больших усилий и четкого соблюдения правил дорожного движения. Есть несколько рекомендаций, которых нужно придерживаться при езде по обледеневшей дороге:

  • соблюдайте дистанцию до машин, движущихся впереди и по бокам;
  • не превышайте допустимую скорость;
  • сохраняйте равномерный ритм движения, не жмите на педали слишком резко;
  • плавно меняйте траекторию движения при входе в поворот.

Во время движения нужно быть предельно аккуратным. Не отвлекайтесь на разговоры, гаджеты или другие отвлекающие моменты и помните, что на скользкой дороге тормозной путь увеличивается примерно в 1,5 раза.

Правильные действия при заносе

Если автомобиль занесло на дороге, первый порыв каждого человека – резко нажать на тормоз. В экстремальной ситуации инстинкт работает быстрее, чем аналитические участки мозга и может сослужить плохую службу. Резкое торможение на скользкой или заснеженной дороге ведет к опасным последствиям, самым безобидным из которых будет вылет на обочину.

Основной принцип безопасного вывода автомобиля из крутого заноса – категорически запрещается жать на педаль тормоза, сцепление или использовать для торможения ручник.

Чтобы не спровоцировать аварийную ситуацию, справляться с заносом нужно по правилам, которые разработаны с учетом законов физики. Способы торможения зависят от конструкционных особенностей машины и могут включать как импульсное торможение, так и применение педали газа.

Действия при заносе на переднеприводном автомобиле

Если траектория движения в переднеприводной машине стала неуправляемой и машина вошла в вираж, тормозить или снижать скорость категорически запрещено. Чтобы выйти из заноса, нужно плавно увеличить скорость и одновременно с нажатием на педаль газа повернуть руль в сторону заноса. Такое положение сохраняют до тех пор, пока угол поворота на не выйдет на прежнюю траекторию движения, затем возвращают руль в прямое положение и снижают скорость.

Выход из заноса на заднеприводном автомобиле

Алгоритм действий при выходе из виража на машине с задним приводом похож на тот, который применяется для переднеприводной, за одним исключением – здесь применяют снижение скорости. Чтобы вывести заднеприводный автомобиль из заноса, нужно убрать ногу с педали газа и одновременно повернуть руль в сторону вектора заноса. Снижение скорости при корректировке траектории послужит компенсирующим усилием, которое позволит центробежной силе вернуть автомобиль к прямой траектории движения.

Как избежать заноса на полноприводном автомобиле

Чтобы выйти из заноса на машине с полным приводом, нужно понимать, как распределена осевая нагрузка и на какую из осей направлена максимальная нагрузка крутящего момента. Алгоритм действий распределяется в соответствии с нагрузкой:

  • если усилие равномерно распределено между обоими осями или смещено в сторону задней оси, для выхода из заноса нужно очень медленно снижать скорость, удерживая руль по направлению заноса;
  • при преобладании переднего привода выход из виража возможен при плавном и стабильном ускорении.

При управлении полным приводом в заносе категорически запрещается бросать педаль газа – такая машина хорошо держится на дороге только при условии передачи крутящего момента на колеса.

Дополнительные автоматические системы управления автомобиля

Многие современные автомобили оборудованы электронными системами АСУ, которые контролируют движение и повышают безопасность дорожного движения. Одно из таких устройств – система курсовой устойчивости (ESP, ESC, VSA и др.), которая стабилизирует автомобиль во время движения. Преимущества этого АСУ очевидны:

  • удерживает автомобиль на заданной траектории;
  • помогает избежать заноса в процессе ускорения, замедления, в повороте и на прямой траектории.

Выход из заноса с помощью СКУ осуществляется автоматически. Электроника самостоятельно регулирует обороты двигателя и независимо координирует тормозное усилие на каждом колесе.

Безопасное управление автомобилем на заснеженной или обледеневшей дороге напрямую зависит от внимательности и аккуратности водителя. При соблюдении скоростного режима и правил движения вероятность возникновения заноса снижается до минимального уровня.