Как избежать возникновения заноса автомобиля на снежной дороге
Зимняя дорога – настоящее испытание для водителей. Колея, снежные наносы или гололед осложняют движение, машину тяжело контролировать, из-за чего возрастает вероятность аварийных ситуаций. Чаще всего автолюбители сталкиваются с заносом или сносом, когда автомобиль резко меняет траекторию движения под воздействием центробежной силы. Есть несколько простых правил, которые помогут избежать потери контроля над управлением автомобилем на снежной дороге.
Подготовка машины к зиме
Первое правило, которое должно стать для водителя прописной истиной – автомобиль должен быть заранее подготовлен к холодному сезону. Подготовка включает несколько этапов:
- Замена резины. Летняя резина не может обеспечить безопасной эксплуатации, поскольку при низких температурах отвердевает и полностью теряет сцепление с дорогой. Зимняя резина оснащена профилем, который усиливает сцепление с рыхлым грунтом, снегом и даже льдом, обеспечивая безопасность движения.
- Проверка тормозной системы. При осмотре нужно проверить целостность тормозных шлангов и герметичность тормозной системы, проверить степень износа тормозных колодок и дисков, проверить уровень и качество тормозной жидкости.
Во время предзимних мероприятий также меняют масло, проверяют системы охлаждения и отопления, заряжают аккумуляторную батарею и выполняют тестирование электроники. Подготовка к зиме сокращает вероятность неисправностей, которые могут возникнуть при управлении автомобилем в сложных погодных условиях.
Как правильно управлять машиной зимой
Вождение зимой требует больших усилий и четкого соблюдения правил дорожного движения. Есть несколько рекомендаций, которых нужно придерживаться при езде по обледеневшей дороге:
- соблюдайте дистанцию до машин, движущихся впереди и по бокам;
- не превышайте допустимую скорость;
- сохраняйте равномерный ритм движения, не жмите на педали слишком резко;
- плавно меняйте траекторию движения при входе в поворот.
Во время движения нужно быть предельно аккуратным. Не отвлекайтесь на разговоры, гаджеты или другие отвлекающие моменты и помните, что на скользкой дороге тормозной путь увеличивается примерно в 1,5 раза.
Правильные действия при заносе
Если автомобиль занесло на дороге, первый порыв каждого человека – резко нажать на тормоз. В экстремальной ситуации инстинкт работает быстрее, чем аналитические участки мозга и может сослужить плохую службу. Резкое торможение на скользкой или заснеженной дороге ведет к опасным последствиям, самым безобидным из которых будет вылет на обочину.
Основной принцип безопасного вывода автомобиля из крутого заноса – категорически запрещается жать на педаль тормоза, сцепление или использовать для торможения ручник.
Чтобы не спровоцировать аварийную ситуацию, справляться с заносом нужно по правилам, которые разработаны с учетом законов физики. Способы торможения зависят от конструкционных особенностей машины и могут включать как импульсное торможение, так и применение педали газа.
Действия при заносе на переднеприводном автомобиле
Если траектория движения в переднеприводной машине стала неуправляемой и машина вошла в вираж, тормозить или снижать скорость категорически запрещено. Чтобы выйти из заноса, нужно плавно увеличить скорость и одновременно с нажатием на педаль газа повернуть руль в сторону заноса. Такое положение сохраняют до тех пор, пока угол поворота на не выйдет на прежнюю траекторию движения, затем возвращают руль в прямое положение и снижают скорость.
Выход из заноса на заднеприводном автомобиле
Алгоритм действий при выходе из виража на машине с задним приводом похож на тот, который применяется для переднеприводной, за одним исключением – здесь применяют снижение скорости. Чтобы вывести заднеприводный автомобиль из заноса, нужно убрать ногу с педали газа и одновременно повернуть руль в сторону вектора заноса. Снижение скорости при корректировке траектории послужит компенсирующим усилием, которое позволит центробежной силе вернуть автомобиль к прямой траектории движения.
Как избежать заноса на полноприводном автомобиле
Чтобы выйти из заноса на машине с полным приводом, нужно понимать, как распределена осевая нагрузка и на какую из осей направлена максимальная нагрузка крутящего момента. Алгоритм действий распределяется в соответствии с нагрузкой:
- если усилие равномерно распределено между обоими осями или смещено в сторону задней оси, для выхода из заноса нужно очень медленно снижать скорость, удерживая руль по направлению заноса;
- при преобладании переднего привода выход из виража возможен при плавном и стабильном ускорении.
При управлении полным приводом в заносе категорически запрещается бросать педаль газа – такая машина хорошо держится на дороге только при условии передачи крутящего момента на колеса.
Дополнительные автоматические системы управления автомобиля
Многие современные автомобили оборудованы электронными системами АСУ, которые контролируют движение и повышают безопасность дорожного движения. Одно из таких устройств – система курсовой устойчивости (ESP, ESC, VSA и др.), которая стабилизирует автомобиль во время движения. Преимущества этого АСУ очевидны:
- удерживает автомобиль на заданной траектории;
- помогает избежать заноса в процессе ускорения, замедления, в повороте и на прямой траектории.
Выход из заноса с помощью СКУ осуществляется автоматически. Электроника самостоятельно регулирует обороты двигателя и независимо координирует тормозное усилие на каждом колесе.
Безопасное управление автомобилем на заснеженной или обледеневшей дороге напрямую зависит от внимательности и аккуратности водителя. При соблюдении скоростного режима и правил движения вероятность возникновения заноса снижается до минимального уровня.